«Дороги уходят за горизонт». А. Ничков, «Молодежная газета», 25 октября 2001 года.

Андрей Ничков
Молодежная Газета,
25 октября 2001 года

По выражению одного из классиков нашей литературы, большой бедой России были дороги. Жаль, не дожил он до наших дней. Во всяком случае, побывав в Башкортостане, он бы наверняка поменял свое мнение. В республике строительству и содержанию дорог уделяется много внимания. Ежегодно появляются новые магистрали, растут мосты-красавцы.

В институт «Башкирдортранспроект» мы пришли накануне профессионального праздника – Дня работника дорожного хозяйства. Интересна история этой организации. Своими корнями она уходит в начало тридцатых годов прошлого века. Именно тогда в Уфе появилось проектно-сметное бюро, где работали несколько человек. Немало сделано за прошедшие десятилетия. Институт по праву гордится своими разработками. По проектам, изготовленным здесь, построены многие тысячи километров автодорог, сотни мостов.

Мы – в кабинете директора института Ю.Н.Савенко

Юрий Никитович, хотелось бы, чтобы вы с точки зрения руководителя представили возглавляемый вами коллектив.

— С чувством гордости за своих сотрудников могу сказать: их отличает высокий профессионализм. Многие работают по 15-20 и более лет. У нас пять основных отделов, пять главных инженеров проекта. Каждый из них – ас своего дела, на них, как на китах, держится институт. Добрых слов заслуживает каждый. Очень рад, что в трудные времена нам удалось сохранить коллектив.

— Сегодня они уже позади?

— Проблем, конечно, хватает, но постепенно мы все крепче встаем на ноги. Ликвидирована задолженность по зарплате, достигавшая 4-5 месяцев. Сейчас стараемся полностью выполнить свои обязанности по выплате налогов.

— Совершенствуется ли технологический процесс?

— Полным ходом ведем компьютеризацию. Отошли в прошлое кульманы и карандаши, регулярно появляется новая техника. Естественно, все это служит повышению качества проектирования. Один из примеров в Уфе – развязка по улице 50 лет СССР, возле театра «Нур». Раньше подобным занимались только в Москве и в Саратове, теперь вот освоили и мы.

— Юрий Никитович, где готовят специалистов для вашего института?

— Большинство – процентов 70 – закончили Башкирский автотранспортный колледж. Уже второй год обучает нужным нам специальностям Уфимский государственный нефтяной технический университет. В настоящее время у нас работаю 50 сотрудников с высшим образованием и продолжают учиться в вузах 20 человек.

— Жителям столицы республики, думается, будет интересно узнать, что построено по вашим проектам.

— Про путепровод по магистральной улице Воровского возле театра «Нур» мы уже говорили. По заказу управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы завершены работы по расширению Дежневского путепровода с подходами, соединяющими Уфу и Черниковку. Разработан проект сквера по улице Рыльского в микрорайоне Сипайлово. Всего же в прошлом году, скажем, разработано 310 объектов, среди которых 236 автомобильных дорог и улиц, 14 мостов. Впервые в Башкортостане построены наплавные мосты в г. Бирске через реку Белая и в п. Караидель через реку Уфа, в проектировании которых принимал участи и наш коллектив.

— Давайте назовем основные объекты.

— Это, например, дороги: Кага — Старосубхангулово (Бурзянский район); трасса проходит в горной местности Башкирского заповедника, где преобладают лесные чащобы; запроектированы серпантины, аварийные съезды, противообвальное устройство; сведен к минимуму ущерб, наносимый животному миру; дорога введена в эксплуатацию в 1998 году;

Малояз-Верхние Киги с мостом через реки Юрюзань и Ай; проложена в сложной пересеченной местности, стала связующим звеном между районами северо-востока республики; построена в 1996 году;

Участок автодороги Казань — Елабуга — Уфа, протяженностью 15 км; дорога проложена в обход населенных пунктов с переустройством магистральных продуктопроводов и нефтепроводов;

Серменево — Аскарово — Сибай, общей протяженностью 200 км; дорога проложена в сложной горной местности Южного Урала, среди лесов и на протяжении 100 км в лесостепной зоне, пересечена глубокими балками; первые 100 км наиболее сложного участка введены в 1999 году, до районного центра Аскарово — в 2000 году;

Мост через реку Сюнь на автомобильной дороге Юлдашево — Татышлы, его длина 177 м, дает кратчайший выход в республику Татарстан.

— Объем работ довольно велик. Сколько человек у вас в штате?

— 127 человек. Еще раз повторю, наши специалисты имеют высокую квалификацию.

Как принято в праздник, в этот день в институте чествовали лучших работников. В их адрес звучали теплые слова, им вручались премии. Нельзя, к примеру, забыть заслуг Э.Г. Мухамадиева, более четверти века возглавлявшего институт, или В.Г. Мухамедова. Вот еще один из ветеранов — В.П. Палагин, работающий ныне главным инженером. Три десятка лет назад пришел он в бюро по ул. Карла Маркса, 34, ставшее теперь институтом. Неузнаваемо изменились и условия работы.

В институте на сегодняшний день имеется более 40 компьютеров Pentium II, Pentium III, лазерные и струйные принтеры, цветной струйный плоттер формата А1, цветной сканер.

Современные программные средства (VISIO, Автокад, Excel), локальные компьютерные сети позволили автоматизировать процесс проектирования до 60-80 процентов, намного сократить сроки обработки полевых материалов, разработки проектной и сметной документации.

Так, многоцелевой программный комплекс  «CREDO», разработанный минским НПО «Кредо-Диалог», позволяет вести автоматизированный процесс разработки всех разделов документации по ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог; выполнять многовариантное проектирование и оптимизировать принимаемые проектные решения.

В институте создана и успешно функционирует электронная библиотека чертежей, бланков-заготовок, ведомостей, записок, повторно применяемых в проектировании. Ее постоянное пополнение и совершенствование является составным звеном в улучшении качества разрабатываемой институтом проектно-сметной документации.

Изыскания проводятся с применением электронного теодолита SOKKIA SET-500, используются ноутбук для предварительной обработки съемки непосредственно в полевых условиях.

Участие в региональных узкоспециализированных совещаниях по проектированию автодорог, мостов, совершенствование сметно-нормативной базы с применением новых программ, повышение квалификации инженерно-технического состава института, привлечение специализированных организаций по отдельным видам работ, а также поэтапное внедрение системы качества в институте, на основе международных стандартов ISO 9000-9001 позволили институту выйти на один уровень производства проектной документации с ведущими проектными институтами республики.

Специалисты, работающие здесь, постоянно повышают свой уровень. Восемь сотрудников носят почетные звания, практически отсутствует текучесть кадров.

Нет сомнений в благополучном будущем коллектива. Залогом тому — наличие трудовых династий. Бок о бок трудятся Тихоновы, Гавриловы, Палагины, Фатхутдиновы, Зорины, Комиссаровы.

В самых разным уголках республики люди добрым словом вспоминают работников «Башкирдортранспроекта». Не раз вспоминали и мы, отправляясь в неблизкий путь.

Юрий Никитович Савенко. Закончил финансово-экономический институт, работал в организациях коммунального хозяйства. Руководил автотраспортным предприятием «Уршак», входящим в систему Башглавснаба. В 2000 году назначен директором института.

Напишите комментарий