Старейшая в Башкортостане дорожная мастерская уже полвека проектирует транспортные артерии.
Мы были первыми
В нашей республике дороги, тьфу-тьфу, в число главных российских бед можно не записывать. И хотя беспроблемной дорожную систему Башкортостана не назовешь, по сравнению с другими субъектами страны находится она на весьма приличном уровне. Кто ездил, тот поймет. Остальные — поверьте на слово. В регионе дорогам, действительно, уделяется внимание. Но неправильно будет утверждать, что это внимание только со стороны государства. Наши дороги — это знания и труд десятков тысяч людей: проектировщиков, строителей, ремонтников — всех, кто принимает активное участие в большом созидательном процессе транспортной сети.
В когорту дорожных мастеров с уверенностью можно зачислить и профессиональный коллектив старейшего в республике проектного института «Башкирдортранспроект». В его архивах еще хранятся некоторые документы по истории дорожного дела с 1922 по 1935 годы, среди которых — план Оренбургского тракта, ведомость углов поворота, прямых и кривых… Собственно, это и есть первые проекты дорожной отрасли Башкортостана.
Что же касается истории создания самого института, то стартовала она полвека назад, когда в ноябре 1960 года постановлением Совета министров Башкирской АССР была организована хозрасчетная проектносметная группа. Затем, в ноябре 1969 года, ее реорганизовали в проектно-сметное бюро.
— Сегодня в республике много различных конструкторских контор в форме ООО или проектных групп, — рассказывает директор института заслуженный строитель РБ Юрий Са- венко, — а в советское время мы были единственной профильной организацией. Нашими силами спроектировано 75 — 80 процентов всех республиканских и муниципальных дорог. А ведь когда-то начинали работать буквально с пары человек.
Вместе с директором изучаем материалы по истории института. Записи, карты, схемы и множество черно-белых фотоснимков. На первом плане почти каждой фотографии — люди. В отсутствии сложной изыскательской техники и мощных вычислительных машин большая часть работ выполнялась вручную — с карандашом, линейкой. Или лопатой.
В конце 1960-х годов проектно-сметное бюро располагалось в одноэтажном деревянном здании на улице Кирова, 15. Всего в организации работало 13 — 15 сотрудников, из них изыскателей и проектировщиков было 8 — 9 человек.
В 1971 году на должность главного инженера бюро был принят Василий Палагин, приехавший в Башкирию из Саратова по распределению после учебы в Саратовском политехе. Приехал, да так и остался — работы на новом месте было много, трудиться — интересно. Обязанности главного инженера Василий Пименович исполняет в институте вот уже 40 лет. И таких профессионалов в коллективе немало!
В 1978 году бюро было преобразовано в Проектную контору Башкирского производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Башкиравтодор». Это время больших строек: в 1970 — 1980-х годах в республике появились тысячи километров новых дорог и мостов. Именно тогда складывался костяк современного коллектива «Баш- кирдортранспроекта».
И, наконец, 15 апреля 1993 года контора была преобразована в Республиканский проектно-изыскательский институт автомобильных дорог и сооружений транспорта «Башкирдор- транспроект» РБ — ныне ГУП РПИИ «Башкирдортранспро- ект».
Впрочем, не в названиях дело. Постепенно разрастаясь, меняя названия, организация превратилась в структуру, способную выполнить весь объем подготовительных работ, исследований на местности, разработку документации и пройти с окончательным проектом множество ведомственных согласований.
Институт в своем составе имеет четыре дорожных и мостовой отделы. Отдел изысканий, состоящий из трех изыскательских бригад и бригад буровиков, обеспечивает бесперебойную работу всех проектных подразделений. Над проектированием объектов сервиса (автозаправочных станций, дорожных баз) работает отдел промышленного и гражданского строительства. Кроме этого в состав института входят технический и сметный отделы.
Ударим проектом по бездорожью
Сегодня, как и в прежние годы, основным направлением деятельности института остается выполнение инженерных изысканий и разработка проектов для строительства, реконструкции и ремонта автомагистралей и дорог общего пользования, мостовых переходов и путепроводов, создание производств дорожной индустрии.
Знаковым этапом в работе института стал 2000 год, когда все райцентры Башкортостана соединились дорогами с твердым покрытием. Или, если вернуться к старому значению термина, шоссейными дорогами. Таким образом, завершилось формирование основной дорожной сети региона.
— В республике сегодня более 24 тысяч километров дорог, — говорит Юрий Савенко. — Современная ситуация, связанная с ростом автопарка и постепенным износом инженерных сооружений, требует не столько новых объектов, сколько ремонта и реконструкции уже существующего хозяйства. Это также одно из значимых направлений нашей работы.
По проектам института построены и реконструированы тысячи автодорог и других объектов, в числе которых дороги Серменево — Амангильдино — Баймак в Абзелиловском районе, Ключевой — Абдулино с мостом через р. Тавра в Мечет- линском районе, Красноусоль- ский — Толпарово в Гафурий- ском районе, Стерлитамак — Белорецк — Магнитогорск, мостовой переход через р. Тюй на подъезде от автомобильной дороги Урмиязы — Султанбеково в Аскинском районе, автомобильная дорога Кага — Старо- субхангулово в Белорецком районе обходы города Бело- рецк, сел Месягутово и Больше- устьикинское.
В Уфе институтом выполнены работы по проектированию путепровода на пересечении улиц Воровского и 50-летия СССР, сквера имени 10-летия подписания Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан по улице Рыльского. Немалый вклад «Башкирдортранспроект» внес в реконструкции федеральных автомобильных дорог М-5 «Волга» и М-7 «Урал», дороги Уфа — аэропорт и другие.
Но настоящая гордость института — это реконструкция транспортного узла в районе железнодорожного вокзала. Этот проект несколькими большими плакатами размещается в кабинете директора. Документация по вокзалу создавалась к юбилею вхождения Башкортостана в состав России. Специалисты «Башкирдортранспроек- та» работали над ней 2 года. Несмотря на сложные условия местности и жесткие сроки изготовления проектной документации, коллектив с честью справился с задачами, успев провести все необходимые работы в установленный период. В итоге у вокзального комплекса появилась разворотная площадка с остановками общественного транспорта, были построены пешеходные переходы, реконструирована привокзальная площадь. Работы по модернизации уфимского вокзала продолжаются и сегодня, но уже не в рамках дорожного строительства.
При участии института продвигается еще один уникальный для всей страны проект — международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Для ее башкирской составляющей Бавлы — Кумертау институт уже разработал проект участка длиной 20 километров. Расстояние в масштабе трассы, конечно, небольшое, но специалисты надеются продолжить работу над магистралью и в дальнейшем.
— Свой участок дороги мы проектировали с более жесткими требованиями к ее качеству, — отмечает главный инженер института Василий Палагин. — Большинство отечественных дорог сегодня имеют «мягкую» основу под верхним слоем асфальта, что постепенно приводит к образованию колеи, особенно при движении большегрузного транспорта. Наш проект предусматривает увеличенную прочность асфальто-бетон- ного покрытия, за счет чего срок службы трассы будет значительно больше.
Главный критерий — качество
Сегодня в ГУП РПИИ «Баш- кирдортранспроект» работают 120 человек, из которых около 70 процентов — с высшим образованием. Многие ведущие специалисты имеют государственные квалификационные сертификаты. Коллектив института славится такими сотрудниками, как заместитель директора Сергей Николаевич Тихонов, главные инженеры проектов Константин Александрович Изосимов, Марат Нагимович Юсупов, Рафак Зайнуллич Фатхут- динов. Большая часть из них — опытные специалисты. Но в последние годы, после кризиса, коллектив прирастает молодыми специалистами, такими как инженеры проектов Шамиль Ра- милевич Насыров, Ленар Таги- рянович Сабиров, главный специалист Евгений Павлович Булатов и другие.
- Если раньше для подготовки грамотного проектировщика требовалось около трех лет его практической работы, то сегодня молодым ребятам хватает и года, — констатирует Юрий Савенко. — Новички, которые приходят к нам после Уфимского автотранспортного колледжа и Нефтяного университета, хорошо знают компьютерные программы, разбираются в технике и поэтому быстро осваиваются в профессии.
В хорошей динамике растут и объемы работы организации. Если, например, объем проектных работ за 2003 год составил 28,6 млн рублей, то в нынешнем году эта цифра приближается к 100 миллионам. Для выполнения изысканий институт располагает соответствующей материально-технической базой, включающей в себя современные электронные тахеометры, оптические нивелиры, спутниковую навигацию. В числе новых приобритений мобильная дорожная лаборатория для полевых обследований и измерения технико-эксплуатационных параметров автомобильных дорог.
Благодаря современному оборудованию и грамотному коллективу проектирование линейных объектов занимает небольшое время при высоком качестве и подробной техдокументации. Благодаря этому ГУП РПИИ «Башкирдортранспроект» участвует во многих тендерах. Единственной сложностью при этом руководство института называет несовершенство федерального законодательства в области госзаказа, а вследствие этого и всей системы торгов.
- Нам сложно конкурировать с множеством мелких организаций, которые снижают цены проектов в ущерб качества, их исполнения, — жалуется Юрий Никитович. — Страдает в итоге заказчик, и граждане как главные эксплуататоры дорог. А мы, несмотря на то, что являемся профессиональной организацией, остаемся за бортом. Увы, система госзакупок в качестве главного критерия отбора устанавливает только цену контракта.
Специалисты института надеются, что ситуацию поправит новая федеральная контрактная система, которая должна модернизировать процедуру госзаказа, приняв в игру критерии качества исполнения работ и нестандартный подход к уникальным объектам контракта. Ведь для коллектива «Башкирдортранспроекта» эти принципы работы вынесены во главу угла.