Лучшие дороги — по нашему «рецепту»

Старейшая в Башкортостане дорожная мастерская уже полвека проектирует транспортные артерии.

Мы были первыми

В нашей республике дороги, тьфу-тьфу, в число главных рос­сийских бед можно не записы­вать. И хотя беспроблемной до­рожную систему Башкортостана не назовешь, по сравнению с другими субъектами страны на­ходится она на весьма прилич­ном уровне. Кто ездил, тот пой­мет. Остальные — поверьте на слово. В регионе дорогам, дей­ствительно, уделяется внима­ние. Но неправильно будет ут­верждать, что это внимание только со стороны государства. Наши дороги — это знания и труд десятков тысяч людей: проектировщиков, строителей, ремонтников — всех, кто прини­мает активное участие в боль­шом созидательном процессе транспортной сети.

В когорту дорожных масте­ров с уверенностью можно за­числить и профессиональный коллектив старейшего в респуб­лике проектного института «Башкирдортранспроект». В его архивах еще хранятся некото­рые документы по истории до­рожного дела с 1922 по 1935 го­ды, среди которых — план Оренбургского тракта, ведо­мость углов поворота, прямых и кривых… Собственно, это и есть первые проекты дорожной от­расли Башкортостана.

Что же касается истории соз­дания самого института, то стартовала она полвека назад, когда в ноябре 1960 года поста­новлением Совета министров Башкирской АССР была органи­зована хозрасчетная проектно­сметная группа. Затем, в нояб­ре 1969 года, ее реорганизова­ли в проектно-сметное бюро.

— Сегодня в республике много различных конструктор­ских контор в форме ООО или проектных групп, — рассказы­вает директор института заслу­женный строитель РБ Юрий Са- венко, — а в советское время мы были единственной про­фильной организацией. Наши­ми силами спроектировано 75 — 80 процентов всех республи­канских и муниципальных до­рог. А ведь когда-то начинали работать буквально с пары че­ловек.

Вместе с директором изуча­ем материалы по истории ин­ститута. Записи, карты, схемы и множество черно-белых фото­снимков. На первом плане поч­ти каждой фотографии — люди. В отсутствии сложной изыска­тельской техники и мощных вы­числительных машин большая часть работ выполнялась вруч­ную — с карандашом, линейкой. Или лопатой.

В конце 1960-х годов проект­но-сметное бюро располага­лось в одноэтажном деревян­ном здании на улице Кирова, 15. Всего в организации рабо­тало 13 — 15 сотрудников, из них изыскателей и проектиров­щиков было 8 — 9 человек.

В 1971 году на должность главного инженера бюро был принят Василий Палагин, прие­хавший в Башкирию из Сарато­ва по распределению после учебы в Саратовском политехе. Приехал, да так и остался — ра­боты на новом месте было мно­го, трудиться — интересно. Обязанности главного инжене­ра Василий Пименович испол­няет в институте вот уже 40 лет. И таких профессионалов в кол­лективе немало!

В 1978 году бюро было пре­образовано в Проектную конто­ру Башкирского производствен­ного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Башкиравтодор». Это время больших строек: в 1970 — 1980-х годах в республике появились тысячи километров новых дорог и мостов. Именно тогда складывался костяк сов­ременного коллектива «Баш- кирдортранспроекта».

И, наконец, 15 апреля 1993 года контора была преобразо­вана в Республиканский проект­но-изыскательский институт ав­томобильных дорог и сооруже­ний транспорта «Башкирдор- транспроект» РБ — ныне ГУП РПИИ «Башкирдортранспро- ект».

Впрочем, не в названиях де­ло. Постепенно разрастаясь, меняя названия, организация превратилась в структуру, спо­собную выполнить весь объем подготовительных работ, иссле­дований на местности, разра­ботку документации и пройти с окончательным проектом мно­жество ведомственных согла­сований.

Институт в своем составе имеет четыре дорожных и мос­товой отделы. Отдел изыска­ний, состоящий из трех изыска­тельских бригад и бригад буро­виков, обеспечивает беспере­бойную работу всех проектных подразделений. Над проектиро­ванием объектов сервиса (авто­заправочных станций, дорож­ных баз) работает отдел про­мышленного и гражданского строительства. Кроме этого в состав института входят техни­ческий и сметный отделы.

Ударим проектом по бездорожью

Сегодня, как и в прежние го­ды, основным направлением деятельности института остает­ся выполнение инженерных изысканий и разработка проек­тов для строительства, реконст­рукции и ремонта автомагист­ралей и дорог общего пользо­вания, мостовых переходов и путепроводов, создание произ­водств дорожной индустрии.

Знаковым этапом в работе института стал 2000 год, когда все райцентры Башкортостана соединились дорогами с твер­дым покрытием. Или, если вер­нуться к старому значению тер­мина, шоссейными дорогами. Таким образом, завершилось формирование основной до­рожной сети региона.

— В республике сегодня бо­лее 24 тысяч километров дорог, — говорит Юрий Савенко. — Современная ситуация, связан­ная с ростом автопарка и посте­пенным износом инженерных сооружений, требует не столько новых объектов, сколько ремон­та и реконструкции уже сущест­вующего хозяйства. Это также одно из значимых направлений нашей работы.

По проектам института по­строены и реконструированы тысячи автодорог и других объ­ектов, в числе которых дороги Серменево — Амангильдино — Баймак в Абзелиловском рай­оне, Ключевой — Абдулино с мостом через р. Тавра в Мечет- линском районе, Красноусоль- ский — Толпарово в Гафурий- ском районе, Стерлитамак — Белорецк — Магнитогорск, мос­товой переход через р. Тюй на подъезде от автомобильной до­роги Урмиязы — Султанбеково в Аскинском районе, автомо­бильная дорога Кага — Старо- субхангулово в Белорецком районе обходы города Бело- рецк, сел Месягутово и Больше- устьикинское.

В Уфе институтом выполнены работы по проектированию пу­тепровода на пересечении улиц Воровского и 50-летия СССР, сквера имени 10-летия подпи­сания Декларации о государст­венном суверенитете Республи­ки Башкортостан по улице Рыльского. Немалый вклад «Башкирдортранспроект» внес в реконструкции федеральных автомобильных дорог М-5 «Вол­га» и М-7 «Урал», дороги Уфа — аэропорт и другие.

Но настоящая гордость ин­ститута — это реконструкция транспортного узла в районе железнодорожного вокзала. Этот проект несколькими боль­шими плакатами размещается в кабинете директора. Докумен­тация по вокзалу создавалась к юбилею вхождения Башкорто­стана в состав России. Специа­листы «Башкирдортранспроек- та» работали над ней 2 года. Не­смотря на сложные условия ме­стности и жесткие сроки изгото­вления проектной документа­ции, коллектив с честью спра­вился с задачами, успев прове­сти все необходимые работы в установленный период. В итоге у вокзального комплекса появи­лась разворотная площадка с остановками общественного транспорта, были построены пешеходные переходы, рекон­струирована привокзальная площадь. Работы по модерни­зации уфимского вокзала про­должаются и сегодня, но уже не в рамках дорожного строитель­ства.

При участии института про­двигается еще один уникальный для всей страны проект — меж­дународного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Для ее башкирской со­ставляющей Бавлы — Кумертау институт уже разработал проект участка длиной 20 километров. Расстояние в масштабе трассы, конечно, небольшое, но специа­листы надеются продолжить ра­боту над магистралью и в даль­нейшем.

— Свой участок дороги мы проектировали с более жестки­ми требованиями к ее качеству, — отмечает главный инженер института Василий Палагин. — Большинство отечественных дорог сегодня имеют «мягкую» основу под верхним слоем ас­фальта, что постепенно приво­дит к образованию колеи, осо­бенно при движении больше­грузного транспорта. Наш про­ект предусматривает увеличен­ную прочность асфальто-бетон- ного покрытия, за счет чего срок службы трассы будет зна­чительно больше.

Главный критерий — качество

Сегодня в ГУП РПИИ «Баш- кирдортранспроект» работают 120 человек, из которых около 70 процентов — с высшим обра­зованием. Многие ведущие спе­циалисты имеют государствен­ные квалификационные серти­фикаты. Коллектив института славится такими сотрудниками, как заместитель директора Сергей Николаевич Тихонов, главные инженеры проектов Константин Александрович Изо­симов, Марат Нагимович Юсу­пов, Рафак Зайнуллич Фатхут- динов. Большая часть из них — опытные специалисты. Но в по­следние годы, после кризиса, коллектив прирастает молоды­ми специалистами, такими как инженеры проектов Шамиль Ра- милевич Насыров, Ленар Таги- рянович Сабиров, главный спе­циалист Евгений Павлович Бу­латов и другие.

  • Если раньше для подго­товки грамотного проектиров­щика требовалось около трех лет его практической работы, то сегодня молодым ребятам хва­тает и года, — констатирует Юрий Савенко. — Новички, ко­торые приходят к нам после Уфимского автотранспортного колледжа и Нефтяного универ­ситета, хорошо знают компью­терные программы, разбирают­ся в технике и поэтому быстро осваиваются в профессии.

В хорошей динамике растут и объемы работы организации. Если, например, объем проект­ных работ за 2003 год составил 28,6 млн рублей, то в нынешнем году эта цифра приближается к 100 миллионам. Для выполне­ния изысканий институт распо­лагает соответствующей мате­риально-технической базой, включающей в себя современ­ные электронные тахеометры, оптические нивелиры, спутни­ковую навигацию. В числе но­вых приобритений мобильная дорожная лаборатория для по­левых обследований и измере­ния технико-эксплуатационных параметров автомобильных до­рог.

Благодаря современному оборудованию и грамотному коллективу проектирование ли­нейных объектов занимает не­большое время при высоком ка­честве и подробной техдоку­ментации. Благодаря этому ГУП РПИИ «Башкирдортранспроект» участвует во многих тендерах. Единственной сложностью при этом руководство института на­зывает несовершенство феде­рального законодательства в области госзаказа, а вследст­вие этого и всей системы тор­гов.

  • Нам сложно конкуриро­вать с множеством мелких орга­низаций, которые снижают це­ны проектов в ущерб качества, их исполнения, — жалуется Юрий Никитович. — Страдает в итоге заказчик, и граждане как главные эксплуататоры дорог. А мы, несмотря на то, что являем­ся профессиональной органи­зацией, остаемся за бортом. Увы, система госзакупок в каче­стве главного критерия отбора устанавливает только цену кон­тракта.

Специалисты института на­деются, что ситуацию поправит новая федеральная контрактная система, которая должна мо­дернизировать процедуру госзаказа, приняв в игру критерии качества исполнения работ и нестандартный подход к уни­кальным объектам контракта. Ведь для коллектива «Башкирдортранспроекта» эти принци­пы работы вынесены во главу угла.